O'zb Рус Eng
+99871 230-22-79 Телефон доверия
+99871 230-22-83 Горячая линия

Инновационная деятельность

Повышение квалификации и переподготовка

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (MICRO-TEACHING)

Общественный прогресс, развитие экономических и политических институтов прямо влияют на образовательную сферу. От того, насколько оперативно система образования реагирует на изменения, зависит ее эффективность. Новая эпоха рождает запрос на новое образование или инновационное образование. Не случайно считается, что инновационное образование — это шаг навстречу просвещенному обществу.

На современном этапе, одним из приоритетных направлений информатизации образования Республики Узбекистан является реализация дидактических возможностей мультимедийных технологий в процессе преподавания различных образовательных предметов.

Организация системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, преподающих иностранные языки, требует пристального внимания в условиях кардинальных преобразований, в рамках Постановления первого Президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10 декабря 2012 года и Указа первого Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений» от 12 июня 2015года. Это явилось поворотным событием и катализатором мероприятий по повышению уровня преподавания иностранных языков на всех ступенях образовательной системы.

Стратегия обновления содержания образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов его развития. Качественное владение иностранными языками необходимо каждому человеку для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения социализации в современной поликультурной среде. Требования к современному преподавателю иностранных языков предполагают мобильность, поддерживаемую обязательным знанием не только иностранного языка, но и последних достижений и инноваций по преподаваемой дисциплине, а также современных методов организации учебного процесса.

Одной из важнейших задач реформирования системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей является коренное обновление квалификационных требований с учетом передового международного опыта. Данные изменения направлены на интеграцию науки, образования и практики, что является ключевым фактором обеспечения качества подготовки квалифицированных специалистов.

Инновационным центром внедрен итоговый практико-ориентированный квалификационный проект для системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей иностранного языка, который имеет важное значение для индивидуального профессионального развития и самомотивации преподавателя, нацеленный на решение комплексных задач, связанных с созданием основных условий реализации его ведущих целей:

  • Обеспечение инновационного характера педагогического образования за счет обновления содержания и технологий образования, обеспечивающих баланс фундаментальности и компетентностного подхода, развития вариативности образовательных программ, совершенствования форм практической подготовки;
  • Создание современной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Данный итоговый квалификационный проект содержит развернутый поурочный план-конспект занятия, проведение «Micro-teaching», а также критерии оценки и анализа видео-презентации и письменной документации. «Micro-teaching» включает в себя демонстрацию части урока с использованием современных информационно-коммуникационных технологий с проведением конструктивного анализа использованной методики обучения.

Разработанные Инновационным центром требования к данному проекту были апробированы в ходе педагогической практики. В ходе апробации занятий было поставлено ряд целей и задач. В первую очередь, проверить, как повлияет мультимедийное занятие на мотивацию студентов. Во-вторых, узнать способствует ли данный подход обучения лучшему освоению языкового материала. В третьих, определить рациональность спланированных уроков с применением компьютера и новых информационных технологий.

Для достижения наилучшего результата слушателями изучаются методические подходы к обучению иностранному языку, учитывая возрастные особенности и реальные условия места обучения, а также используются различные приемы. Методика, безусловно, основывается на общих положениях дидактики и теории воспитания, соотносясь с ними, как частное с общими, ибо дидактика и теория воспитания формулирует закономерности, принципы, правила обучения и воспитания в целом.

Каждая выполняемая работа должна иметь практическое значение для той сферы науки, изучению которой она посвящена. Работая над практической частью проекта, выявляются и апробируются новые методы на практике, проверяется их эффективность. Практическая значимость проектной работы заключается в возможности использования результатов исследования для решения практических задач.

Слушатель при написании проектной работы должен:

  • обосновать актуальность выбранной научной темы;
  • уточнить цель исследования и его практическую значимость;
  • провести анализ результатов исследования и перспективу дальнейшего развития выбранной темы;
  • показать пути практического применения теоретических положений работы;
  •  произвести соответствующие выводы и дать объективную оценку полученным результатам.

Видео-презентация урока готовится самим участником проекта с учетом технических и методических требований.

Практико-ориентированный итоговый квалификационный проект (видео-ориентированный урок) для системы переподготовки и повышения квалификации обеспечит внедрение теоретических знаний в практический процесс организации уроков иностранного языка, поможет преподавателю подвести итоги и выявить приоритетные направления для собственного урока. Являясь одним из видов квалификационной деятельности, итоговый квалификационный проект, считается важным показателем уровня овладения теоретическими и практическими знаниями, а также степени профессиональной подготовленности, основанной на интенсификации образовательного процесса с использованием интерактивных форм и методов обучения, современных информационно-коммуникативных технологий.

Ключевым условием эффективности данного проекта будет не только повышение качества программ переподготовки и повышения квалификации, которые должны быть выведены на уровень передовых международных стандартов, но и создание механизмов, позволяющих стимулировать и педагогов, и руководителей к постоянному повышению своей квалификации. Возрастающая значимость обновления квалификаций и компетентностей, предполагают создание системы профессиональной поддержки работающих педагогов. Это, в первую очередь, должно выражаться в большой практической ориентации системы повышения квалификации педагогов, в создании стимулов для их постоянного профессионального роста. Современные педагоги должны быть готовы постоянно повышать квалификацию и переучиваться, осваивать новые образовательные технологии, а система повышения квалификации должна быть готова к обеспечению данных процессов, предоставляя современные и востребованные образовательные услуги.

Таким образом, можно сделать выводы, что комплексное использование компьютерных средств в обучении иностранным языкам сделает занятие не только интересным, но и эффективным. При данном подходе учащиеся смогут овладеть как языковыми, так и информационными навыками. Именно новое образование формирует будущее страны, перспективы ее развития в долгосрочной перспективе. Современное образование требует значительной аккумуляции средств и ресурсов, а главное грамотного управленческого подхода, стратегического планирования, контроля. Инновационное образование, включающее в себя новейшие методики, максимальную интеграцию цифровых технологий, это не далекое завтра, а уже наступившая реальность. Инновации в образовании — это шаг навстречу успешному и образованному обществу.